bskspb480
szlayda
Экоком
MoscowConf23
Kostroma2023
dt231

Александр Поляк

2002 г. Анализ рынка СОМ.

 В эпоху мировой глобализации и жесточайшей мировой конкуренции для успешной работы на рынке необходимо понимать функциональную структуру, тенденции и взаимосвязи внутри данного сегмента рынка.

Мировое производство СОМ составляет около 3 миллионов тонн ежегодно. Основные страны производители - США (~630 тыс. тонн), Германия (~320 тыс. тонн), Франция (~300 тыс. тонн), Австралия (~250 тыс. тонн), Новая Зеландия (~200 тыс. тонн), Ирландия (~150 тыс. тон), Польша (~140 тыс. тонн), Россия (~110 тыс. тонн).

    Объем мировой международной торговли (экспорт-импорт) оценивается в 1,0-1,1 млн. тонн ежегодно. Основные страны покупатели - страны Азии (~700 тыс. тонн), северной Африки (~120 тыс. тонн), латинской Америки и Мексика (~180 тыс. тонн). Лидирующее положение по импорту СОМ в мире занимает Мексика (~140 тыс. тонн), Индонезия (~110 тыс. тонн), Филиппины (~105 тыс. тонн), Малайзия (~80 тыс. тонн), Алжир (~80 тыс. тонн), Пакистан (~70 тыс. тонн), Таиланд (~60 тыс. тонн), Япония (~50 тыс. тонн).

    Для того чтобы разобраться в механизме мировой торговли необходимо понять структуру рынка и определить его основных операторов.

    Основных игроков на международном рынке можно условно разделить на несколько уровней.

    К первому уровню можно отнести производственно торговые компании-кооперативы с объемом собственного производства от 100 тыс. тонн и более, например NZMP (Новая Зеландия) - 250 тыс. тонн, ADF (США) - 100 тыс. тонн, Irish Dairy (Ирландия) - 100 тыс. тонн. Такие компании, как правило, торгуют товаром собственного производства.

    Ко второму уровню можно отнести крупные международные трейдерские группы (Голландские, Датские, Шведские, Американские и Польские компании), оперирующие объемами от 20 до 100 тыс. тонн ежегодно.

    К третьему уровню относятся полтора-два десятка европейских и американских компаний с годовым объемом продаж от 5 до 20 тыс. тонн за год.

    До 70% всех экспортно-импортных операций с сухим молоком приходится на поставки по государственным и национальным коммерческим тендерам. Объемы поставок по таким тендерам лежат, как правило, в диапазоне от 3 до 30 тыс. тонн.

    Естественно, что тендерные поставки являются наиболе привлекательными в качестве гарантированного рынка сбыта больших объемов продукции.

    Компании, условно отнесенные к первому уровню, "перекрывают" до 50%-55% тендерных объемов. Хотя в некоторых случаях в силу сложившихся исторических и географических причин эта доля может доходить до 80%-90%. Так, мексиканские тендеры как правило "закрывают" американские компании, а алжирские - французы. 30%-35% тендерных объемов приходится на компании второго уровня и 10%-15% на компании третьего уровня. В 30% оставшихся на долю "свободного" рынка лидирующее место занимают компании второго и третьего уровня.

Механизм тендерной торговли предполагает гарантированные поставки больших объемов товара гарантированного качества в течение жестко обусловленного срока (что достаточно легко выполнимо для компаний первого и второго уровней).

Тем не менее жесткость требований тендерной торговли с лихвой компенсируется разницей цен в 25%-30% (по сравнению с внутренним рынком).

Российский рынок, в отличие от международного, еще не окончательно сформировался, но судя по тенденциям скорости роста (+3%-5% объема сырья ежегодно, начиная с 1999 года) многие предприятия для обеспечения сбыта продукции уже сейчас просто вынуждены пытаться хоть как-то экспортировать свой товар. 2002 год достаточно жестко показал российским производителям и операторам полную (хотя и нелинейную) зависимость внутренних цен от цен экспортных и мировых.

Россия производит приблизительно 110-115 тыс. тонн СОМ, с устойчивой тенденцией к росту. Внутреннее потребление составляет 105-110 тыс. тонн. Вместе с тем из Белоруссии ежегодно завозится около 10 тыс. тонн традиционно более дешевого молока. Таким образом на российском рынке возникает избыток в 10-20 тыс. тонн.

Как правило, российский товар, поставляемый на международный тендер проходит следующий путь: завод-производитель - компания третьего уровня - компания второго уровня - тендерная поставка (иногда в эту цепочку вклинивается российская компания-экспортер). Естественно, что каждый участник этой цепочки фиксирует свою маржу в 7%-12% стоимости товара.

Прямое самостоятельное участие в международных тендерах не под силу ни одному восточноевропейскому предприятию-производителю просто в связи с невозможностью изготовления требуемого объема товара в сжатые сроки.

Однако, объединение 20-30 предприятий-производителей с годовым объемом производства в 20-25 тыс. тонн СОМ при правильной организации информационных связей и логистики вполне может участвовать в крупных международных тендерах. Усилия и некоторые дополнительные требования к условиям контрактов (скорее непривычные, чем невыполнимые) вполне компенсируются существенным повышением конкурентоспособности и прибыльности предприятий участников такого объединения. Функции такого объединения и призвана выполнять организация "Клуб производителей и экспортеров сухого молока", учрежденная на мартовском семинаре Молинформа. По мнению участников Клуба выход на международный рынок единым пулом позволит серьезно упрочить конкурентные позиции предприятий и обеспечить долговременный и устойчивый сбыт продукции.

← Назад

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
{sape_links}
kieselmann_new2
imperial
Все_о_молоке_главная